В этой статье будут рассмотрены наиболее часто задаваемые вопросы о струнах для акустических и электрогитар, с которыми я сталкивался на протяжении карьеры гитариста и учителя гитары.
В моей практике преподавательской работы часто приходится менять комплекты струн на гитаре моим ученикам и за уже более чем 14-ти летний стаж количество замененных мною струн уже пошло на тысячи. Самый часто задаваемый вопрос после замены:
Когда снова нужно менять струны?
Попробую ответить комплексно.
- Внешний вид. Если струны выглядят новыми, значит пусть стоят. Качественные струны долго сохраняют товарный внешний вид. Это касается даже посеребренных струн, которые первыми теряют белоснежный цвет обмотки.
- Шершавые на ощупь струны следует заменить, так как у Вас их отбирают заботливые руки коррозии металла (в случае металлических струн). При игре на гитаре на струнах остаются влага и жир из наших пальцев, преступно проникая под обмотку и достигая корда (сердцевины). Если Вы играете на гитаре нерегулярно (пару раз в неделю и реже), то наверняка замечали, какими струны могут быть жесткими после недельных перерывов в игре. Здесь подойдут струны в полимерной оплетке. Они стоят дороже, но за счет специального покрытия коррозия не скоро доберется до обмотки, следовательно – до корда. Так же коррозия неизбежна при высокой влажности воздуха. Как Вы знаете, ни один металл без специальной защиты не спрячется от витающих в воздухе молекул воды.
- Гигиена. Следует обязательно мыть руки перед тем, как играть на гитаре. Мне часто приходится видеть налет черной грязи на тыльной стороне струны. В комплексе с описанными выше пагубными действиями коррозии, струны выйдут из строя гораздо быстрее. Кроме того, избыток грязи, который не осел на струнах, загадит Ваш гриф и его придется чистить. Простой тест – оберните струну белой бумажной салфеткой, прижмите и проведите вдоль струны. Затем разверните салфетку и взгляните внутрь. Если цвет не изменился (что возможно только на новых и ухоженных струнах), значит менять не время. Если салфетка почернела, значит, скорее всего, пришло время замены. Хотя, существует специальная жидкость для ухода за струнами. Если не лень – отмывайте и продолжайте использовать.
- Звук. Физический износ струн напрямую влияет на их звучание. Во-первых, звук становится каким-то тускловатым и приглушенным. Вследствие растяжения струн, что влечет за собой увеличение амплитуды колебаний, может возникнуть неприятное дребезжание об лады. Гитара перестает строить, так как со временем струнах образовываются канавки от ладов, что приводит к сплющиванию и уменьшению диаметра струн в местах регулярного прижатия.
- Моральное устаревание. Иногда просто хочется поменять струны, которые стоят уже месяц-другой но как-то не сильно радуют;)
Подытожив все вышесказанное, рекомендую не спешить и не затягивать с заменой. Будьте объективными, слушайте звук и мойте руки перед игрой.
Можно ли ставить нейлоновые струны на вестерн-гитару, а металлические струны на классическую гитару?
Этот вопрос, пожалуй, лидирует среди остальных. Ответ: «Нет». Если поставить металлические струны на классическую гитару, то возможны (а то и неизбежны) негативные последствия. Какие именно? Металлические струны имеют более сильное натяжение, по сравнению с нейлоновыми, отсюда следует, что возрастает нагрузка на все узлы крепления струн:
- подставка (бридж) может просто оторваться,
- бывало, что раскалывался нижний и/или верхний порожек,
- раскалывались пластиковые трубочки, надетые на металлические части колков, где наматываются струны.
- Возрастает нагрузка на внутренние пружины корпуса гитары, что может деформировать верхнюю деку (в случае с дешевыми китайскими гитарами лично видел изогнутую под натяжением металлических струн верхнюю деку)
- Накладка на гриф классической гитары часто делается из более мягкой древесины, чем у эстрадной, что при частой игре аккордами протирает накладку до ямок на ладах.
- Лады недорогих классик так же делаются из более мягких сплавов, по сравнению с ладами вестернов. Следовательно, металлические протирают лады чуть ли не до накладки за считанные месяцы.
Некоторые скажут: «У меня на Кремоне, Орфее, Мьюзиме и т.д. стоят металлические и ничего». Позволю себе заметить, что во времена производства «тех» гитар на материалах не экономили и ставили добротную древесину и металл на лады. Это же касалось не только гитар (Кузова автомобилей Mersedes, BMW, Volksvagen, выпущенные в 80-е годы до сих пор ездят, тогда как современные быстрее поддаются коррозии).
Теперь рассмотрим случай установки нейлоновых струн на акустическую эстрадную (вестерн) гитару.
- В первую очередь, в случае современных вестернов, Вы столкнетесь с реальным неудобством установки нейлоновых струн при креплении их в районе бриджа. Последние годы производители делают гнезда для продевания струн в бридж не «сквозного» типа, а сверлят отверстия для просовывания внутрь корпуса наконечника струны с последующим углублением и фиксацией ее в бридже пластиковым стержнем. В случае установки нейлона, приходится изобретать кучу малоэффективных узлов, что испортит красивый вид бриджа и отнимет у Вас несколько часов труда.
- Если Вы все же установили нейлоновые струны на бридже вестерна, Вы столкнетесь со сложностью наматывания их на колки. На вестерне, в отличии от классической гитары, колковый барабан имеет меньший диаметр. Ведь для натяжения металлической струны хватит минимум три тонких витка, для нейлоновой может не хватить и 5. Чтобы нейлоновая струна не проскользнула, опять же, придется сквозь кучу узлов, делать кучу витков, обвив барабан до невидимости. После чего придется долго ждать и много раз вытягивать и настраивать струны, пока эти бесчисленные витки «усядутся». 30-40 подстроек в день на протяжении первых двух недель обеспечены.
- Если Вы установили нейлоновые струны на вестерн-гитару, Вы – молодец! Наслаждайтесь прекрасным звуком! Прекрасным звуком дребезжания нейлоновых струн об гриф и лады. Синтетические струны, в отличии от металлических, имеют бОлшую амплитуду колебаний, а посадочные места для струн эстрадной гитары ниже, чем у классической. Поэтому избежать дребезжания можно будет только в одном случае: если не играть на такой гитаре.
И последнее, что касается обеих гитар. Однажды один старый мастер с авторитетным отчеством Соломонович (а таких людей авторитет в музыкальных кругах безоговорочен) поведал мне следующую тайну, мол, ты, пацан, когда-то играл на классике с металлом или вестерне с нейлоном? Я утвердительно кивнул. Он задал вопрос: «Ну и как тебе звук?». Я ответил, что не очень. Он продолжил: «А все потому, что в нормальных классических гитарах используются мягкие породы древесины, которые лучше будут резонировать с нейлоном, а в хороших эстрадных гитарах корпуса делают из более твердых сортов, что лучше подчеркнет звучание металла». Почитай, говорит, спецификации и увидишь, что дерево на корпус и накладку у них отличается. Отсюда и несовместимость нейлон-вестерн и металл-классика. В заключение он добавил: «Колесо придумали много веков назад. Но мы же не ставим на автомобиль велосипедные колеса, на КАМАЗ деревянные от гужевой телеги?» Я снова утвердительно кивнул. «То-то же»,- ответил Б. Соломонович.
Так какие же мне ставить струны? (Производитель, цена, толщина, материал, тип обмотки и т.д.)
Таким вопросом обычно задаются начинающие гитаристы, профи сами знают, что им нужно. Этой теме посвящено море статей. Можно обчитаться до взрыва мозга. Поэтому я только немножко добавлю от себя к описанному материалу.
Итак: каковы задачи струн и чего Вы от них ждете?
Со струнами, как и в случае с автомобилем, носками или айфоном, лучше всего, когда они новые. Мне приходилось играть на noname-струнах мэйд ин сами понимаете кто, которые стоили как пара банок смазки для нервных волокон души. И я Вам скажу, что первые недели две они полностью справлялись с первородными задачами струн. Они держали строй, звучали и не рвались. Звучание довольно быстро тускнело и на третьей неделе порвалась первая струна. Но свои деньги они отстояли. Так вот, для гитары класса «Лес-Шашлык-Колхозный Панк» я бы не рекомендовал ставить Dunlop. Достаточно толщины 0.11-0.12 китайских или постсоветских струн. Если, конечно, Вы не собираетесь идти на шашлыки с Эриком Клэптоном или Кирком Хамметом.
Если Вы желаете играть по несколько часов в день, то я рекомендую для электрогитары американские струны Ernie Ball RPS или Rock-n-Roll. Меняю их раз в 1-2 месяца и все в порядке. На втором месте у меня для электро Roto Sound Nexus, затем обычный никелированный Roto Sound. Замыкают круг Dunlop и Dean Markley (никель). Играю исключительно на комплектах 10-46. Для меня эта толщина оптимальна. Более тонкие струны обладают худшим сустейном и я их как-бы плохо чувствую. Они мне как «паутинки», а более толстые в стандартном строе затрудняют скоростные соло-партии.
На эстрадную гитару я ставлю Ernie Ball 2047 (это их артикул на пачке. Толщина 0.10, бронза, с шелковой нитью между кордом и обмоткой). Дает приятное мягкое звучание. Кому надо круто звенеть – рекомендую Elixir.
На классическую гитару я тоже ставлю Ernie Ball (арт.2409. Бронзовые). Если Вы любите тихие динамические оттенки, то рекомендую посеребренные струны. Серебро дает наиболее тихое и мягкое звучание. Для романсов и аккомпанемента в p, pp или mp – самое оно. Для Классики в тех же динамических оттенках тоже подойдут. Но если Вы любитель поиграть на классике разные фингерстайлы и больше любите форте, то лучше брать бронзу. Да и товарный вид она держать будет подольше, так как не белого цвета.
Пишите комментарии, добавляйте страницу в избранное, делитесь с друзьями!
С уважением, Алексей Грифф